Федотов В.В. - Постмодернизм и культура

К началу сайта

Список текстов

Постмодернизм и культура

этот текст - на стадии компоновки

1. Как-то давно, в конце 90-х годов я прочёл в газете "Культура" достаточно ясное на мой взгляд описание постмодернизма через его противопоставление классицизму (как первоисточнику основных идей, моделей мира, процессов, явлений, связанных с тогдашней реальностью, порождённых ею), модернизму (как попытке приспособить классические идеи, модели к новым условиям, к новой исторической реальности, дать им опору в новой реальности). В свою очередь, постмодернизм является очередной попыткой приспособить прежние смыслы к реальности, но без способности, без возможности - обогатить их новым содержанием, поскольку это новое (органично произрастающее из прошлого, достойное, соразмерное, сопоставимое с прошлым) содержание просто отсутствует. Оно (такое) - не нужно новой жизни. Но без него новая жизнь - теряет всякий смысл, а ведь людям так хочется, чтоб он всё-таки был!

2. То есть, сначала - попытка подсмотреть у реальности, увидеть, сымитировать идеал (как бы, сымитировать будущее). Потом - попытка (прежний, или похожий на прежний) идеал - понять, познать, найти путь к нему, или применить его к текущим нуждам. И, наконец, (уже постмодернистское) разочарование : у кого - в попытках, у кого - в идеалах, у кого - в не идеальной окружающей реальности, у кого - в самом себе, далёком от идеалов. А то и - желание мстить прошлому, служащему укором бессильному и бесплодному настоящему.

3. Но - делать нечего, иных идеалов, смыслов - нет, вокруг (и внутри) всё бессмысленно, и тогда делается попытка приспособить то, что осталось (в материальных предметах, в образцах искусства, в закоулках разума и души) - к текущей реальности.

Для кого-то это просто попытка продолжить прежнюю жизнь (дожить) в новых условиях - через воссоздание, через максимальную изоляцию от окружающей среды (себя, своего внутреннего мира, живущих в себе идей и смыслов). Для кого-то это попытка - ностальгическая. Мысленная попытка возбудить в себе угасшие чувства, угасшую искренность, угасшее человеколюбие, доверчивость и т.д. Для кого-то это попытка расквитаться с прежними (а то и нынешними) страхами, с прежними (а то и нынешними) само-унижениями - через искусственное (а то и нарочито - ложное) перенесение прежних смыслов, идей, высказываний, поступков (часто нарочито искажённых, вымышленных, стилизованных "под старину") - в нынешнюю среду, с нынешним инструментарием, с нынешней этикой, с нынешним восприятием и вольной интерпретацией. Могут быть и другие мотивы и их чередование в одном и том же человеке, в одной и той же культуре - в разных конкретных случаях.

В идеологии - начинаются попытки (вместо объективного, честного отражения реальности) - имитировать это отражение, путём использование идей, образов, моделей классицизма и модернизма, через паразитирование на них, через искусственное перенесение прошлого в настоящее, через имитацию прошлого в настоящем.

4. В результате насильственной актуализации, принудительного соприкосновения идей, форм, моделей прошлого с настоящим, в результате неизбежно-формального погружения идей, форм, моделей прошлого в настоящее - без изменения, модернизации прежних смыслов (наоборот, с нарочитым выпячиванием, подчёркиванием, консервацией прежних смыслов) происходит разрушение, выхолащивание, унижение, принижение этих лубочных, вброшенных в чужую среду, искусственно лишённых породивших их контекстов, породившего их дискурса, а потому - беззащитных идей, моделей, смыслов. Вырвав из контекста, их искажают, над ними издеваются, унижают производные от них - новые смыслы, унижают их прежних и нынешних носителей.

5. В итоге, разрушается вся прежняя культура, а также основанная на ней - нынешняя культура, этика, нравственность, социальные отношения. Без шансов (будучи основательно, хотя и абсолютно - незаслуженно, дискредитированными и высмеянными) воссоздаться в будущем. Разрушаются основы цивилизации, основы жизни, теряется громадный культурный опыт, уничтожаются вложенные в культуру усилия предшествующих поколений.

6. О постмодернизме пишут много. Как обычно случается в нашей нынешней жизни, отметив некое явление, авторы старательно избегают рассмотрение его генезиса, источников, сил, порождающих это явление. И, как обычно, я стараюсь, напротив, проникнуть в суть явлений, потому что только таким путём я могу что-то понять в явлении, только после этого я могу себе позволить судить о нём, сравнивать с другими явлениями, прогнозировать его развитие и т.д.

Откуда же он берётся? Что позволяет его "творцам" безудержно и безнаказанно иронизировать над историей народов, искажать фундаментальные (святые, сакральные для многих образы, понятия), аксиоматические для науки положения, авторитетные социальные институты и т.д.

Очевидно - либо отсутствие серьёзного (социального и государственного) сопротивления этим искажениям, оскорблениям и обманам, либо подавление этого сопротивления силами (частными, государственными, глобальными) в постмодернистских явлениях  заинтересованных. А точнее, и то, и другое одновременно. Соответственно, надо анализировать, почему социум и государство не в состоянии распознать, оценить опасность (а опасность - для меня, из-за нарастающего, всё более тотального и губительного воздействия постмодернизма - очевидна) и найти достаточно сил для сопротивления (которое я считаю просто необходимым)? И соответственно, в чём интерес, мотив - расширять, внедрять, наполнять постмодернистскими механизмами,  методами, образами и объектами нашу реальность?

7. В заметках "Культура - истоки, свойства, следствия" я много пищу о динамике культуры, о динамике различных - внешних и внутренних (в человеке, в социуме, в природе) - процессов.

Технический (и научный) прогресс нарушили механизмы культуртрегерства. Прежде всего, естественные "репрессивные" механизмы (зависимость от природных катаклизмов, опасностей, врагов и т.п.), являвшиеся центральным звеном в системе формирования, совершенствования и охранения культуры социальных отношений (начиная с такого важного социального механизма, как религия).

Как следствие - разрушение внутренних культурных (психо-социальных) установок, нарушение (разъедание) социальных связей, условий социальной солидарности, условий социальной справедливости, социальной взаимозависимости, социальной ответственности, индивидуализация, атомизация. А также, "гибель богов", безбожие, откат к сектантству, язычеству, мистицизму. Потеря солидарного, объединяющего, стержневого, исторически мотивированного, обоснованного, выстроенного "начала".

----------

8. В таких условиях, чтоб не допустить хаоса, особое значение приобретают государственные и иные репрессивные механизмы. Законы, наказание нарушителей...

Мы в самых разных сферах (личная мотивация, семейные проблемы, социальные взаимоотношения, экономические отношения, образование и медицина, спорт и искусство и т.д., и т.п.) можем наблюдать снижение чувствительности, ухудшение понимания перспектив и проблем, снижение критериев самооценки и оценки внешних событий, явлений и т.д. Иначе говоря, потерю способности, желания, мотивов сопротивляться явлениям, напрямую не связанным с жизненно важными (низкоуровневыми, досоциальными, дочеловеческими, биологическими) потребностями. Потерю способности, желания, мотивов в социальной сфере, сведение потребностей к животному уровню. Но и животный уровень всё больше угнетается, подавляется, искажается деградирующими механизмами - разума и социальных (и духовных) действий, поступков.

9. В основе жизни лежит эксплуатация живыми организмами доступных им средств существования (паразитирование на них). С явными последствиями (своего рода - целью) : биологическим, психологическим, социальным, культурным развитием. Постмодернизм является уже стадией безграничного паразитирования человека на всех доставшихся ему из прошлого средствах существования (в том числе и паразитирования на культуре) - до полного их исчерпания. То есть, фактически - с целью уничтожения не только внешних источников жизни, но и полного самоуничтожения.

10. Я не вижу достаточных сил, которые могли бы быть кровно (то есть - ценою своей жизни, как Христос, как наши героические предки) заинтересованы в отказе от постмодернистского паразитирования, отказе от постмодернистского отношения к себе и к миру, которые без надежды на победу готовы отказаться от постмодернистского изобилия, от постмодернистской халявы. Которые готовы зубами вырывать блага этого мира из цепких когтей ненасытного человечества.

А когда уже весь людской "материал" будет предельно изношен, лишён всех жизненных навыков, лишён культуры. Когда внешний мир будет предельно опустошён и разорён. Когда слепая суровая реальность возьмёт человечество за горло, у людей уже не останется ни сил, ни средств, ни времени на реанимацию, на восстановление, на возобновление развития. Слишком глубоко будет падение.

11. Вспоминается старый анекдот о медведе и воробье, которого тот увидел сидящим у штурвала самолёта - вместо лётчиков : "Ты что тут делаешь?" - "Да так, выперндриваюсь". Согнал воробья : "Кыш! Дай я тоже повыпендриваюсь". А когда самолёт вошёл в пике, и медведь стал взывать к выпорхнувшему воробью : "Что мне делать, я как ты летать не умею!", тот ответил : "Не умеешь? А что же тогда выпендривался!?"

Жизнь родилась и укреплялась в движении, в преодолении, в реальной борьбе за выживание, в мучительном сизифовом труде, в приобретении навыков. Без движения, без преодоления, без реальной борьбы, без мучительных усилий, без должных навыков - она зачахнет.

26 декабря 2011г. - 26 января 2013г

Культура, роль культуры (из полемики на форуме "ЛГ")

Культура - истоки, свойства, следствия

Культура и современность : разрушение

Культура и современность  : межкультурные барьеры

Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него.

 

26.01.2013 18:35

Используются технологии uCoz