Федотов В.В. - Культура - истоки, свойства, следствия

К началу сайта

Список текстов

Культура - истоки, свойства, следствия

этот текст - на стадии компоновки

10.05.2012г

1. Коротко культуре.

 

Культура рождается в ходе приспособления людей к внешним условиям, необходимого для выживания в этих условиях. Содержание культуры зависит, помимо особенностей внешних условий (в том числе - социальных), от внутренних качеств человека (физических, физиологических, интеллектуальных, психологических), в том числе и от культурной предыстории, от ранее открытых, воспринятых, усвоенных, накопленных навыков. Сходство в этих факторах у разных людей, у разных народов является залогом общности культур, различие - основание для межкультурных барьеров.

2. Человек, человечность формировались в условиях жёсткой борьбы с враждебными внешними условиями (природные явления, угрозы, болезни и хищники, вражда с другими народами и т.д.). Врождённые механизмы, приобретаемый опыт направляли людей на постепенное совершенствование способов взаимоотношения друг с другом, всё большее развитие способности солидарных, совместных действий, разнообразие и совершенствование социального поведения, этики. Для этих способностей, этой этики, этих социальных навыков, с одной стороны, формировались способы, методы их закрепления в психике человека, в культуре, в системе воспитания, а с другой стороны, они (и сами способности, и методы их закрепления, порой смертельно жестокие), в каждодневной борьбе за выживание, каждодневно проходили "проверку" на эффективность, функциональность, устойчивость и т.д. И снова, и снова - совершенствовались, проверялись, закреплялись. Подобно тому, как постоянных нагрузок требуют мышцы, иначе происходит их дегенерация, что хорошо известно из опыта долговременных космических полётов в невесомости, постоянным испытаниям-тренировкам - по угрозой дегенерации, отмирания - должны подвергаться механизмы выживания, заложенные, воспитанные в человеке.

3. Культура, а всё описанное выше можно без натяжки отнести к культуре, её основам и средствам-механизмам, требует постоянной как бы "подкачки", постоянного наглядного и неоспоримого подтверждения (реабилитации), своеобразного "обоснования", регулярного подтверждения необходимости её существования, постоянных духовных, материальных и прочих (в зависимости от конкретных условий) жертв.

4. Навык как эквивалент понятия культура, как нечто приобретённое в ходе жизни, подразумевает и состояние отсутствия навыка, состояние совершения (или не совершения) действий неумелых, вне навыка, без навыка, невпопад, разнообразных, "разношёрстных", но - неуместных. Приобретение навыка требует систематических тренировок, требует наличия (явного, или неявного) методики обучения (воспитания) навыка, требует - в ходе его приобретения - усилий (или своего рода насилия над собой, принуждения к определённому порядку, к определённой последовательности действий). Следование полученному навыку некоторое время, пока не выработается (пока не воспитается) автоматизм, инстинктивность, требует время от времени интеллектуальных и моральных усилий по удержанию себя, своих действий, своих поступков в русле прививаемого навыка, тогда как организм, душа, разум будут случайно, время от времени, отклоняться от правил, от рамок, от требуемой навыком последовательности действий.

 

И такая борьба с самим собой, с попытками отклониться от навыка в привычную, но нецелесообразную (в противоположность навыку), не оптимальную, неумелую, вредную для человека и/или окружающих "самодеятельность", завершится либо безусловным приобретением навыка, либо будет продолжаться постоянно выматывая человека, вызывая "раздвоение личности", "двойные стандарты", вызывая протест и склоняя к борьбе со стесняющей свободу человека культурой, с не воспринятыми человеком культурными навыками.

 

5. В этом смысле, Библия - священная книга христиан - является не только сборником исторических и религиозных мифов, проповедей и т.п. Библия - подробное описание способов выработки, закрепления, поддержания в эффективном "рабочем" состоянии культуры, описание разнообразных взаимных экзаменов-проверок на вшивость, разнообразных поощрительных и репрессивных механизмов, позволяющих вырабатывать, закреплять, сохранять и развивать культуру, её "инструментарий" (прежде всего, культуру социальных отношений, этику, мораль). Примером такой "проверки" является Христос - жертва, принесённая (и, одновременно, принятая) Богом. Эффект этой жертвы, её энергия, её энергетическая волна докатилась через толщу времён до нас. И продолжает резонировать-подпитываться в наше время энергией-жертвой людских страхов, страданий и надежд.

 

6. Культура - глобальное, универсальное явление - как для людей, так для жизни вообще. Чтоб разобраться с этим понятием, надо рассмотреть, прежде всего, происхождение культуры, её корни, порождающие её силы.

 

В заметках "Основы жизни" я коротко рассмотрел основные принципы, действие которых позволяет жизни на Земле существовать довольно продолжительное время. Эти же принципы лежат и в основе культуры. Точнее, действие этих принципов проявляется, в частности, в том, что живые существа постепенно накапливают своеобразный опыт жизни в виде жизненных навыков. Или, иначе говоря, в виде культуры.

 

Думаю, стоит подчеркнуть, что многие явления, присущие, казалось бы, сугубо - человеческому сообществу, имеют свои основы в живом мире. Есть отличия - в форме и, часто, в содержании. И тем не менее, обычно легко обнаруживаются единые с остальным живым миром истоки, причины, мотивы, связанные с принципами, заложенными в основы жизни, связанные с выживанием, связанные с заложенными в живые организмы инстинктами. И хотя, по-видимому, есть разница между инстинктами (врождёнными и приобретёнными) и - навыками (культурой), и то, и другое, по своему назначению, является разной формой приспособления живых существ к условиям своей жизни.

 

Да, для большинства живых существ действие этих принципов проявляется, прежде всего в биологических результатах естественного отбора, приспособления к новым условиям, а также реализуется в виде  инстинктов, их "накопления", их изменения. Да, человек, человеческая культура - существенно отличается от остального живого мира, а неодолимая потребность выживать естественно противоречит в своей основе соответствующим потребностям других живых существ. И люди, когда возникает жизненная необходимость, как правило не церемонятся, вплоть до уничтожения этих существ.  Таковы законы этого мира. И это лишь подтверждает тот факт, что люди "сделаны" по тем же принципам, подчиняются тем же неумолимым законам, живут, творят, священодействуют и т.д.на основе тех же (жизненных) сил, на основе тех же законов, по каким существует весь живой мир. И не являются в этом смысле чем-то уникальным, чем-то безусловно ценным по сравнению с другими существами. В том числе, и в смысле основ (мотивов, причин)  своей культуры. И при всём разнообразии социальной, политической экономической, религиозной и т.д. жизни, имеющей свои закономерности, свои особенности, люди остаются прежде всего живыми существами, как они остаются, в то же время, и физическими объектами, подчиняясь законам физики. Причём, не только - законам механики. Вся наша система отражения мира, вся наша система восприятия действительности основана на физическом пространстве, физическом времени. На действии физических сигналов, излучений, полей и т.д. Многие загадки человеческого организма, человеческой психологии ещё ждут своей физической интерпретации.

 

7. Итак, у разных живых существ, учитывая разнообразие их видов, приспособление (инстинкты, жизненные навыки, культура) имеет разную форму и содержание. Главное же, что их объединяет, это то, что рождаются они (инстинкты и т.д.) в ходе соприкосновения живых существ с реальностью и вызваны, как я отметил выше, необходимостью выживать. А для этого требуется приспосабливаться к этим, как стихийным, так и биогенным, многоликим, постоянно меняющимся, каждый раз новым - явлениям, требуется умение, требуется система инстинктов и навыков. Эта система у многих - складывается в культуру этих живых существ. Система эта непрерывно изменяется в ходе изменения реальности, в ходе изменения самих живых существ, в том числе и как следствие (и развитие) накопленного предшествующего опыта, приобретённых ранее навыков, культуры.

 

Изменения происходят достаточно "плавно",с сохранением преемственности, поскольку накопленные навыки необходимы для "текущего" существования, без которого невозможно будет находить, осваивать, опробовать новые навыки, да ещё, при этом, и выживать.

 

Новые навыки рождаются не на пустом месте, а являются развитием, продолжением, усовершенствованием прежних навыков. В этом смысле и сама жизнь является своего рода "навыком" существования органической материи, органического вещества.

 

8. Особенностью культуры у людей является многообразие навыков и, что немаловажно, "неравнозначность" их с точки зрения их роли в выживании. То есть, разумеется, большинство навыков (компонентов культуры) рождено глубинными потребностями выживания, но в человеческом обществе, к примеру, давно уже, можно наблюдать то, что я назвал бы избыточностью этих навыков. Что это означает? Какие навыки можно было бы отнести к избыточным?

 

Как я писал выше, большинство навыков порождены потребностью выживания (обычно не осознаваемой, действующей как бы исподтишка, но, очевидно, люди всё больше обретают (обрастают) таким количеством и разнообразием навыков, что их реализация становится уже не столько обеспечением устойчивости жизни, становится не столько защитой от природных и рукотворных катастроф, сколько средством обеспечения комфорта, то есть средством, с нашей точки зрения ("зажравшегося" общества) - важным, на на самом деле не нужным, не связанным с выживанием. Многие важные навыки имеют "двойное" назначение : действительно обеспечивают выживание, но как побочный результат, обеспечивают и комфорт. Об этом много написано. Существуют разные идеи аскетизма, минимализма, экологизма и сохранения живого мира за счёт изменения структуры и объёма потребления и т.п.

 

Есть и более сложные для констатации избыточности моменты. Так, некоторые навыки (и соответствующие усилия, ресурсы) используются "впрок", для решения будущих проблем, то есть, пока ещё не вставших перед людьми достаточно остро. Кроме того, есть важные этические моменты, связанные со старением людей, с болезнями и травмами, с расходами на профилактику и лечение, с затратами на исследования, на обучение, на приборы и оборудование и т.д.

 

Конечно, есть группы людей, у которых проблема выживания стоит особо остро. Но, всё-таки, большинство реальных человеческих нужд, особенно в "потребительских" обществах, не связано с напрямую выживанием. То есть, многие люди основное время своего существования, основные свои усилия, энергию и т.д. расходуют на иные, побочные, с точки зрения выживания, паразитические цели. И ладно бы только "своё". В эгоистическом усердии, в своей ненасытности люди объявили собственностью весь мир. И стараются привлечь к удовлетворению своих паразитических потребностей максимум природных ресурсов, отбирая их у всего остального живого мира.

 

Более того, совершенно спокойно, осознанно, удовлетворяя свою эгоистическую прихоть, уничтожают огромные массы невосполнимых ресурсов, фактически - безнаказанно уворовывают их у будущего, у своих же потомков. Вот уж, торжество девиза : после нас хоть потоп. А что будет с нашими потомками, что будет со всем живым миром - всем нам : паразитам и отщепенцам этого, столь уязвимого живого мира - наплевать.

 

Дело не в каких-то изъянах, присущих человеческому роду. На нашем месте, как говорится, каждый поступил бы точно так же (ну, или почти так же). Но именно в людях получили большее развитие, чем у других существ, те способности, которые и привели их к этому фатальному, губительному для всех могуществу, ставшему оборотной стороной действия принципов выживания..

 

И всё это им удаётся благодаря тому, что у людей, помимо биологических механизмов приспособления (преобладающих у большинства видов живых существ) "сильно" развиты иные, новые способы приспособлений - психические, психологические, являющиеся существенно более гибкими, относительно легко изменяемыми (и открываемыми, находимыми, осваиваемыми), относительно легко и адекватно передаваемыми., относительно компактными (лаконичными), эффективными - с точки зрения необходимых усилий и средств для их накопления, систематизации, хранения и передачи (обмена) между живыми существами. Не случайно, многие виды живых существ используют эти же способы приспособления для передачи навыков своим детёнышам, часто рождающимися "абсолютно" не приспособленными (не считая, разумеется, что у них имеется развитый набор биологических механизмов выживания - живой организм и система врождённых инстинктов), и тем не менее, выживание их невозможно без навыков, которые они получат в ходе своего развития во взрослую особь.

 

9. Некоторые виды живых существ, демонстрируют разнообразие поведения, разнообразие способов приспособления, разнообразие видов деятельности, разнообразие навыков, разнообразие форм культуры. Наверное, сложно сказать, вызвано это разнообразие особыми приспособительными качествами, или наоборот, разнообразие форм культуры повышает уровень приспособления. Это две стороны единого процесса жизнедеятельности и одно влияет на другое и зависит от другого в равной степени. В любом случае, это, как показывает история, ведёт к повышению устойчивости жизни и к снижению уровня опасности. У людей можно наблюдать достаточно стойкое увеличение продолжительности жизни. Кроме того, люди давно уже осваивают такие культурные навыки, как искусство и нравственность. Есть и другие важные направления, осваиваемые людьми.

 

10. Особо хочу отметить такое свойство культуры, как своего рода цикличность. Навыки наиболее "интенсивно" и "качественно" формируются под давлением обстоятельств (пп.2-5). Далее, возникнув, реализовавшись в виде защитных барьеров, они позволит людям снизить, уменьшить опасность прежних обстоятельств. Более того, прежде чем опасности "отпустят", люди успеют выработать (по инерции) этих навыков, наработать защитных барьеров - с лихвой, с переизбытком, уже не столь необходимым для защиты от угроз. Полученные навыки и выстроенные барьеры, механизмы - постепенно "осваиваются", им обучаются, их используют всё больше людей. Люди обнаруживают новые полезные и приятные дополнительные эффекты от этих навыков и разных механизмов. Начинается период ("постмодернистского") паразитирования на навыках (на культуре), "нецелевого" их применения и т.д. - за отсутствием серьёзных внешних угроз, за отсутствием стимулов развития, за отсутствием идей в праздных умах. Потом могут возникнуть новые угрозы (скажем, окрепнет соседняя враждебная культура) и, если прежние навыки ещё не полностью растрачены, то может возникнут новая волна развития, с последующим, впрочем, периодом нового паразитирования.

 

Это не совсем цикличность, каждый новый этап существенно отличается по своим "причинам", по своим результатам, по форме и продолжительности, по затратам, по последствиям, по охвату, по степени вовлечённости людей, государств и т.д. Неизменной остаётся лишь человеческая - животная паразитирующая сущность.

См.также заметки

"Культура и искусство"

"Культура и нравственность"

"Культура и современность : разрушение", "Коммунизм и культура" (ссылка пока не активна: тема - в стадии написания)

Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru

Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него.

26.01.2013 18:14

Используются технологии uCoz