Федотов В.В. - Заметки - Метафизика Кургиняна

К началу сайта

Список текстов

Метафизика Кургиняна

этот текст - на стадии компоновки

Из обсуждения на форуме "Литературной газеты" - Вт июн 05, 2012 4:09 am
Мой текст :

... есть притча про лягушку, что прыгала в банке со сливками, пока не сбила их в масло и не выпрыгнула, наконец, из банки. Я вспоминаю эту притчу каждый раз, слушая Кургиняна. И наоборот, вспоминая лягушку, я каждый раз начинаю думать про Кургиняна. Почему? А откуда лягушка "знала" про то, что станет со сливками, ведь никакая логика здесь не действует. Сливки есть сливки. Максимум, что можно - это их поесть! А у Кургиняна, наверняка, есть ответ : да, лягушка ничего не знала про масло, но что-то заставляло её прыгать, вопреки логике. Что? А - метафизика. То есть, то, что не подвластно ни либерально-демократической, ни математической, ни какой иной логике.

Слово метафизика мне тоже нравится. Я тоже часто его использую с подачи Кургиняна для обозначения материальных явлений, не подвластных разуму, не доступных для научного исследования. Например, откуда и зачем - жизнь? Религия тоже, кстати на них не отвечает, уходя от ответа.
Кургинян, не исключено, тоже под метафизикой понимает не нематериальное, а именно те материальные явления, о которых я говорю.

Так вот, метафизикой наполнена вся наша жизнь. Психологи, социологи, политики и прочие гуманитарии - только делают вид, что рассуждают. На самом деле, все их науки построены на одной метафизике (у адекватных гуманитариев - в материалистическом понимании этого слова), а рассуждения -по большей части - создают лишь иллюзию логически выстроенного научного текста. Приём, которым ранее пользовались, кажется, софисты, а ныне не преминули воспользоваться многие рекламщики.

Только не надо эту мою иронию автоматически переносить на рассуждения Кургиняна. Они, по большей части, очень качественно построены, о чём я писал в этой теме ранее. Логика у него "железная". Но иногда у меня возникает ощущение нестыковок, натяжек. Самая грубая - перенос психологии наших предшественников в наши дни, в наши головы : тогда ведь думали и делали так, вот и сейчас будем думать и делать так. Тогда нашли силы, вот и сейчас найдутся.
Или : если мы хотим выжить, сохраниться, а мы хотим и т.д.и.т.п. мы будем делать то-то и то-то, не сомневаясь, что, конечно, мы хотим "выжить", хотим "сохраниться". И пошло, и поехало : выстраивается целая система выводов-результатов.

Откуда такая вера в исходные состояния? Ниоткуда. Метафизика.

Я понимаю, я сам, как можно легко заметить, к этому приёму, когда надо, прибегаю. Есть много мудрых посылок : "под лежачий камень ...", "хочешь жить - умей вертеться", та же - лягушка в сливках, "на Бога надейся..." и т.д. Жизнь только потому и сохранилась и развивалась, что никто ничего не думал, не размышлял, а только верил, делал, двигался, вертелся и т.д. В этом, в этой метафизике постоянного (диалектического) движения - великая мудрость жизни. Даже в анекдоте про петуха, бегущего за курицей : не догоню, так хоть согреюсь.

Не победим, так хоть не сдадимся с позором... А это уже метафизика не логики, а морали. А по части морали у нас плоховато стало. Вот единственное, что меня смущает. Единственное. Потому что уверен : победителей не будет.-

Небольшой комментарий.

1. О "гуманитариях" Конечно, "гуманитарии" не софисты, их рассуждения, чаще всего в достаточной степени научны. И шаткие условности, на которых им приходится выстраивать свои рассуждения, используются не злонамеренно, а вынужденно, за отсутствием "твёрдых", достаточно объективных, безусловных основ. Просто, таковы особенности предметных областей, вовлечённых в их исследования : всё, связанное с такими явлениями и комплексами, как инстинкты, психология, мышление, разум, принятие решений и т.д. имеет в своей основе большую и переменчивую массу непредсказуемых, неуловимых, скрытых, неоднозначных факторов, без учёта которых невозможно достаточно точно и исчерпывающе описать, построить хотя бы простейшие модели этих явлений, но и учесть которые при таком из многообразии и сложности - тоже невозможно.

В то время, как, скажем физики выдают Вам в высшей степени точные решения, предсказания, модели, гуманитарии заканчивают свои рассуждения фразами : "не вызывает сомнения", "анализ события позволяет с высокой долей уверенности говорить", "большинство авторитетных исследователей этого вопроса склоняется к выводу", "вероятнее всего, здесь были сделаны более поздние приписки", "не исключено, что события происходили иначе", "данные симптомы, как правило, вызываются" и т.д.

В результате, если в естественных науках интуиция играет первостепенную роль на этапах выбора направления исследования, выбора средств и т.д., то в гуманитарных науках интуиция наиболее активно привлекается, когда уже нужно делать заключение, вывод. То есть, в них исследование завершается на этапах, на которых другие науки только начинают набирать обороты.

2. О социальной метафизике.

Социальные процессы складываются из действий отдельных людей. Но при этом, хотя действия отдельных людей мотивируются рядом разных факторов, главным из них является культура человека, формируемая, в свою очередь, окружающей его культурой, формируемая протекающими социальными процессами, которые наблюдают, в которых участвуют эти люди. Таким образом, индивидуальное взаимодействует с социальным. Таким образом индивидуальное, в свою очередь, становится неоспоримой основой социального, неоспоримым залогом объективности и могущества, неоспоримой основой социальной энергии. При этом, индивидуум и социум выполняют разные функции. Социум, социальное служит средой человеческой жизни

 Любое человеческое действие связано с

см.также "Метафизика" Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него.

 

12.12.2012 21:27

Используются технологии uCoz