Федотов В.В. - Нетрадиционно о "метафизике"

К началу сайта

Список текстов

О метафизике

этот текст - на стадии компоновки

Моё понимание метафизики отличается от его традиционной трактовки как антидиалектической (или нематериалистической, или "за пределами физических явлений") философии.

Я понимаю метафизику в буквальном значении этого слова - явление реальности (разумеется, материальной, объективной), не измеряемое физическими приборами, не рассчитываемое на основе каких-либо статистических расчётов, не моделируемое аналитически и т.д. Не измеряемое, потому что оно относится к явлениям чувственным, отражающим не обычные физические процессы в мире (которые можно измерить, как можно соизмерить и вызываемые ими ощущения, например : ярче-темнее, холоднее-теплее, быстрее-медленнее и т.п.), а отражающим внутренние психические процессы, не имеющие меры, но имеющие реализацию в действиях, в чувствах (в поведении, в мышлении, в эмоциях) человека, живых существ. Собственно, и сами психические процессы также являются в большей, или меньшей "степени" метафизическими, поскольку любое отражение является процессом и любой процесс является отражением.

Например, страх, любовь, мыслительный процесс, подсознание, угрызения совести, вера, религиозное чувство, ненависть и т.д. Собственно, метафизическое является одной из основ любого ощущения, любой мысли, любого вывода, любого решения и т.д.

Как материалист, я понимаю, что в основе этих явлений, в основе переживаний этих явлений лежат материальные физические процессы в организме человека, но природа этих процессов, их физические параметры, их физические (или химические, или иные) модели никак не связаны с содержанием, с сутью протекающих на их "основе" метафизических явлений, ощущений.

Аналогично, физическое, или химическое, геометрическое или какое иное подобное описание фотографии, или процесса демонстрации кинофильма - никак не связаны с образами, вызванными фотографией, или киноизображением. Даже с сюжетом не связаны.

Метафизические процессы во множестве протекают в подсознании, скрытно от сознания, не всегда переходя в чувства. Так что человек может и не догадываться об этих процессах, осознавая лишь некоторые их результаты, осознавая лишь некоторые их последствия в виде чувства уверенности в чём-то, в виде того же чувства страха, чувства уверенности, в виде ощущения логичности какого-то утверждения и т.д.

Некоторые люди мистического склада психики, не имея способности, или желания разбираться в своём внутреннем мире, говорят, будто чувства, мысли - не их собственные, а привнесены извне, надиктованы каким-то внешним голосом и т.д. Подобные утверждения, как правило, абсолютно абсурдны, потому что чувства, мысли, подсознательные процессы - являются неотъемлемой частью психики любого человека. В то же время, я готов согласиться с тем, что, скажем, страх может быть вызван другим человеком не только путём непосредственной угрозы с его стороны, но и "с помощью" неуловимых, неосознаваемых "сигналов", исходящих от другого человека. Например, со стороны того, что называют харизмой (то есть некой совокупности внешних манер, мимики, движений глаз, тембра голоса, особенностей речи и т.д.). Я не исключаю и возможности существования своеобразных физических "биоволн" (наподобие, скажем, физических радио- и телесигналов), имеющих источники (физические) в одном человеке и приёмники (физические) - в другом. Отдельный вопрос, насколько такие волны могут быть информативными, какие они могут нести в себе образы, как они могут влиять на ощущения человека и высказываемые им суждения. Я готов согласиться с внеземным происхождением каких-то подобных волн, действующих на нашу психику наподобие того, как на наш организм воздействуют всевозможные, в том числе и внеземные электромагнитные явления, "магнитные бури" и т.п.

Но, как материалист, как атеист, я категорически отрицаю какое-либо божественное, "сверхразумное" воздействие, то есть, хоть как-то позиционируемое, понимаемое как стоящее вне материи, над материей, предшествующее материи.

Аналогично можно рассуждать о неком "информационном поле", которое охотно используют люди религиозного склада психики, описывая это "поле", как некую самостоятельную внешнюю субстанцию, источник знаний, так или иначе не зависимый от материи.

На мой взгляд, здесь всё гораздо прозаичнее. Каждый человек от рождения окружён не только физической атмосферой из кислорода, азота и т.д., но и погружён в сообщество живых организмов, в человеческую цивилизацию, постоянно "бомбардируется" не только молекулами из атмосферы Земли, но и своего рода "корпускулами", "продуктами" жизнедеятельности (и "психодеятельности") окружающих его живых организмов - звуками, запахами, различными волнами, образами и прочими способами воздействия, как осознаваемыми, так и скрытыми от сознания, незаметными для человека, но которые человек по ходу жизни научился, наловчился воспринимать (хотя бы и бессознательно - в некоторых случаях) и как-то, сознательно, или бессознательно, обрабатывать, анализировать. Можно здесь использовать и термин "ноосфера". Главное, что эта "сфера" является, как я сказал, "продуктом" жизнедеятельности живых организмов. Не обязательно, только ныне живущих. В неё входят и следы, отпечатки ранее живших существ. И не только - людей. И не только - живых существ. Неживая природа тоже воздействует на людей, подобно природе живой. И здесь нет никакой мистики, нет ничего внематериального, нематериального, божественного и т.д. Всё - сугубо в рамках материальных процессов.

В любой момент психической деятельности, работы разума происходят непрерывная композиция в подсознании и в сознании разнообразных сигналов, потоков ощущений, чувств - как от внешних воздействий, сигналов, так и от внутренних источников, внутренних хранилищ громадного человеческого опыта, аккумулировавшего всё многообразие доступного данному существу "ноосферного" опыта. Но важно понимать, что всегда единоличным первоисточником (автором) любой психической, любой умственной, любой физической реакции является данное живое существо. Пусть даже оно слово в слово повторяет чьё-то чужое высказывание. Пусть даже оно не смыслит в нём ничего. Всё равно, оно всегда будет делать это в чём-то по-своему, в соответствии со своими физиологическими особенностями, психическими потребностями, в соответствии со своим восприятием (ощущением) этого внешнего и т.п.

Если вернуться к рассуждениям об "информационном поле", надо понимать, что человек всегда может перенести свои знания вовне (рассказать другим, записать на бумаге, на магнитной ленте, опубликовать в интернете и т.д.), но что никакой внешний "носитель" не может быть безусловным источником нового знания. Новое знание может родиться (оно, собственно, обычно так и рождается) под влиянием неких внешних сигналов, внешней информации, но оно рождается исключительно в конкретной голове конкретного человека.

Знание можно перенести вовне : перевести в иную форму, не являющуюся знанием, но нельзя отчуждать от человека, от психики. Перенесённое вовне - это не знание, а (материальный) сигнал, который в дальнейшем можно перевести в знание. Знание же существует только в человеке, только в виде постоянно возобновляемого, постоянно производимого психикой комплекса ощущений (я бы сравнил это с памятью компьютера : есть "постоянная" копия информации - на жёстких дисках, на энергонезависимых электронных носителях, а есть оперативная, непрерывно возобновляемая память - единственно возможный непосредственный носитель обрабатываемой информации).

Материя сама по себе достаточно разнообразна, глубока, сложна, универсальна и "самодостаточна". Так что нет нужды в особых усложнениях и без того сложного мира, нет нужды ни в каких внематериальных силах.

Некоторые религиозные люди утверждаются в своей вере, полагая божественное в качестве источника гармонии. Будто бы "грубая" материя не может творить красоту и гармонию. А ведь в основе чувства красоты лежат вполне естественные источники-образы, имеющие как цивилизационное происхождение, так и генетическое. Целый ряд образов внешнего мира - краски, звуки, вибрации, прикосновения - действуют на нас через врождённые каналы, вызывая страх, тревогу, или, наоборот, чувство покоя, беззаботности. Аналогично, цивилизация - через воспитание, через регулярные сигналы, через текущую реальность вырабатывают у нас устойчивую реакцию на разного рода цвета, звуки, образы, события. Реакцию в виде страха, тревоги, покоя, безмятежности, восхищения и т.д. То есть, образы красоты, гармонии, как и образы безобразного, ужасного и т.п. - основаны как на врождённых, так и на привитых нам цивилизацияй чувствах.

Чувства красоты, гармонии возникают в нас как естественная реакция на явления, события, образы, связанные в нашей психике с положительной их оценкой, привитой нам генетически, или усвоенной нами в ходе познания (материального)  мира. Нет красоты абстрактной, самой по себе. Красота возникает лишь в связи с восприятием нами (материальных) явлений, событий, образов, как чувство красивого, чувство гармоничного и т.д. А критерии красоты, источники чувства покоя, умиротворённости, восхищения и т.п. сформировались, оформились в нашей психике в результате нашего опыта постижения (материального) мира, нашего опыта наблюдения за миром, взаимодействия с ним и т.д.

Метафизические процессы происходят в материи, они основаны на физических процессах, но имеют своё самостоятельное значение, смысл, не имеющие ничего общего со своей физической основой, как воспринятое нами (информационное, эмоциональное и т.п.) "содержание" радиосигнала не имеет ничего общего с физическим  "содержанием" радиоволн.

Как физическое явление становится метафизическим образом (чувством, смыслом и т.п.)? Механизмы формирование образов хорошо описаны в книге Мельникова Г.П. (см.ссылки внизу)

...

Общаясь, обсуждая образы (отражения в психике) реальности люди приходят к языку, являющемуся системой вторичных образов, позволяющему одинаково (и достаточно однозначно) обозначать одни и те же "первоисточники" окружающего мира. При том, что у разных людей образы (отражения) "первоисточников" всегда различны, хотя бы потому, что она рождаются в разных, грубо говоря, головах, рождаются у разных людей, то есть предельно субъективны. Тем не менее, благодаря длительной языковой практике, на протяжении многих тысяч, десятков тысяч лет люди постепенно выстраивали (через абстрагирование, через речевую практику, обсуждения, согласование ощущений, "шлифование" языковых конструкций и грамматических правил, смысловых комбинаций, через согласование опыта взаимодействия с явлениями, с предметами, с растениями, или с животными - смотря что является предметом абстрагирования)  лексико-семантические поля (наборы смыслов, образов, классов объектов), достаточно точно описывающие как некие базовые "первоисточники", вызывающие предельно похожие чувства-образы у разных людей, так и целые системы, комплексы, смысловые конструкции из базовых образов, также вызывающих у разных людей предельно схожие чувства, образы.

В свою очередь, практика использования этих конструкций, методов их формирования и т.л. сама оказывает влияние на то, какими качествами наделяются у разных людей "базовые" чувства, образы, отражения "базовых" явлений, тем самым делая более точными, адекватными, а значит - более  устойчивыми, прочными сложные конструкции. То есть, "базовые" образы ("первоисточников"), "базовые" компоненты в ходе их применения в общении, в создании более сложных, многокомпонентных, смысловых конструкций притираются друг к другу, обмениваются "частичками" смыслов, становятся более точными, в некотором смысле более однозначными, более отделёнными от других "базовых" образов.

Абстрагирование сопровождается формированием средств компенсации этого абстрагирования. Так что абстрактное по составляющим компонентам (словам, конструкциям и т.д.) высказывание отражается в воспринимающей психике конкретными чувственными образами.

В науке придумали название для этих взаимно согласованных у разных учёных лексико-семантических полей - парадигмы. Похожие процессы происходят и в других социально-коммуникативных системах. Наверное, можно сказать, что смена экономических, политических, социальных и прочих моделей конкретных человеческих сообществ (в разные периоды их существования) также есть смена парадигм. Общественных, социальных парадигм.

В метафизических явлениях, конечно же, действуют законы диалектики, но обычно крайне сложно, а то и просто невозможно даже приблизительно выявить и сопоставить действующие в этих явлениях, сталкивающиеся в них "силы", образы, чувства, предчувствия, страхи, желания, надежды и т.д.

Методология науки опирается на максимально упрощение "начальных состояний", начальных условий, начальных параметров процессов, на создании достаточно упрощённой ситуации научного опыта (физического, химического и т.д.), аналитическое моделирование начальных состояний и т.д. Такова тенденция. При сложных, многообразных, многомерных начальных условиях (и, соответственно, сложных конечных состояний) приходится прибегать к статистике и статистическому моделированию. Понятно, любой процесс имеет свою предысторию, длительную, сложную, и научная методология направлена на выявление тех явлений, изучение которых не требует сложных моделей "предыстории" явления, упрощая описание начальных состояний.

В психических же процессах, мы, наоборот, имеем дело с явлениями, для которых, как правило, исключительно важна предыстория, предшествующий опыт восприятия явлений, предметов, их отражения в психике, их осознания, осмысления, реакции на явления, восприятия результатов реакции и т.д. Простейший пример - явление установки, когда в опыте, после нескольких экспозиций некоего изображения, на экране показывается другое изображение, а человек по прежнему видит предыдущее. И подобная зависимость восприятия реальности от предшествующего человеческого опыта характерна не только для простых психологических опытов, а вообще для психики живых существ, и ещё больше - для психологии и социопсихологии. Более того, в "человеческий опыт" входит, естественно, не только опыт конкретного человека, а опыт окружения, опыт предшествующих поколений (воспринятый человеком в ходе общения). Зависимость от опыта - фундаментальное свойство любой обучающейся системы. Причём, имеет значение опыт не только в какого-то узкого круга явлений, а жизненный опыт вообще, в полном его объеме, в динамике образов - в зависимости от изменений во внешнем мире и в организме человека, в организмах предшественников.

Эта несводимость опыта (а в широком смысле - культуры) человека, социума к небольшому кругу простых начальных условий - для изучения психологии, для прогнозирования чувственных реакций человека и соответствующих им поступков и т.п. - является основой для восприятия этих явлений как метафизических.

...

Аналогично, многие психические явления воспринимаются людьми как некий дар, или некая произвольная импровизацию, а не как своего рода "продукт", результат их жизни, их долговременного ежесекундного постижения мира, наблюдения, взаимодействия с ним. Сосредотачиваясь на текущих внешних событиях, человек не замечает, забывает про сложнейшие процессы, ежесекундно протекающие в его подсознании и в его сознательном существовании. А между тем, тщательное изучение психики, психоанализ, самоанализ и т.п. способы (наряду с изучением особенностей работы наших органов чувств) позволяют хотя бы приблизительно выявить пути зарождения в нас многих образов красоты и гармонии. Так же, как, впрочем, и образов "отрицательных".

Особой разновидностью метафизического является спектр "социальных" чувств. То есть, чувств (и, соответственно, связанных с ними поступков), не имеющих причины в потребности выживания отдельных живых особей, а имеющих в своей основе потребность выживания семьи, рода, племени, народа. То есть, связанных не с индивидуальными потребностями, а часто с противоречащими им социальными функциями живого организма. Таким образом, метафизичность здесь заключается, прежде всего, в иррациональном характере чувств и поведения живого организма. "Социальные" чувства (аналогично остальным) также имеют как генетическую природу, так и цивилизационную, то есть, привносятся в психику в ходе воспитания, в ходе постижения мира.

...

Задуматься о роли метафизического в социальных (психо-социальных) процессах меня подтолкнули выступления С.Е.Кургиняна.

см. также книгу Геннадия Прокопьевича Мельникова "Системология и языковые аспекты кибернетики", а также,

заметки Истина

Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru

Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него.

07.01.2013 04:44

Используются технологии uCoz