Федотов В.В. - Заметки - Страх божий и нравственность

К началу сайта

Список текстов

Страх божий и нравственность

 

(общая схема рассуждений)

 

Существование любого объекта окружающего мира, рано или поздно, заканчивается разрушением, гибелью. Жизнь любого существа всегда заканчивается гибелью. Поэтому, неизбежно, - осознаваемая, или неосознаваемая - борьба за выживание, за продление жизни, пусть в итоге и безуспешная, является центральным мотивом многих поступков живых существ. Угрозы жизни, их преодоление лежат в основе многих жизненных установок, многих жизненных навыков, в основе культуры. То есть, культура формируется на фоне постоянных угроз разрушения, потери, исчезновения, гибели - человека, его усилий его творений, его ценностей и т.д.

Религия, как любая другая компонента культуры, строится на основе угроз сохранения жизни и методов преодоления этих угроз (касательно религии, часто речь идёт не столько о реальной жизни, сколько о "потусторонней", хотя направленность угроз во многом зависит от сути конкретной религии и от индивидуальных особенностей-потребностей верующего) . Это не противоречит присутствию в религии, помимо непосредственных угроз, ещё и иных мотивов, иных страхов, иных потребностей, связанных (при отсутствии серьёзных жизненных угроз) с капризами, амбициями и т.п.

 

Тем не менее, религия является важным инструментом нравственности, как и любая другая составляющая культуры, хотя в разных составляющих культуры мотив нравственности проявляется в разной степени.

 

Нравственное поведение можно назвать инстинктом морали. То есть, поведением, основанным на соответствующем воспитании, основанным на прививании морали, на моральном поведении, ставшем привычкой, не осознаваемом в качестве дидактически-морального, в качестве навязанного внешней моралью (или иными внешними воздействиями, угрозами и т.п.), осознаваемого как естественное. В этом смысле, как нечто иррациональное, как естественно-инстинктивное, нравственность - метафизична.

 

То есть, страх, в том числе и обоснованный, небеспричинный - достаточно простое, даже примитивное чувство. Причём, в сложных ситуациях - опасное, вредное, приводящее к панике и поспешным, деструктивным поступкам. В этом смысле, перед лицом постоянно существующих (хоть и не всегда отчётливо проявляющих себя) угроз, важно предпринимать превентивные, опережающие меры. Но как их мотивировать? Ведь страх, напрямую связанный с (явными, или надуманными - не суть важно какими) угрозами, "напрямую" же мотивирует действия (как я уже сказал, не всегда правильные, не всегда продуманные) по избеганию этих угроз. Превентивные же меры не всегда имеют в своей основе страх. Они как раз предпринимаются для того, чтоб избежать страха, избежать опасной, самой по себе, паники. Предпринимаются для того, чтоб спокойно, качественно, полно произвести ряд необходимых действий по избеганию угроз. Понятно, что здесь нет такого сильного мотива (такого мощного источника энергии действия), каким является страх. Поэтому, превентивные меры должны стать такой же естественной частью живого организма, какими являются врождённые инстинкты. Должны не мотивироваться чувствами, эмоциями, а выполняться как бы автоматически, без специального принуждения. Должны стать инстинктами - привитыми, приобретёнными, "вложенными" в живое существо в ходе обучения, воспитания. Должны стать естественными навыками, естественной частью культуры. И было бы нелепо в таких компонентах культуры искать рациональные мотивы. Да, материалистический подход, исследование явлений позволяет вскрыть, восстановить - по факту - цепочки связи между этими приобретёнными навыками и явлениями, послужившими основой для формирования этих навыков, позволяют вскрыть рациональное содержание и нравственности, и иные социальные компоненты культуры, в том числе и религии, но нелепо механически объявлять это рациональное содержание мотивом соответствующего нравственного, культурного, или религиозного поведения.

 

А ведь к подобным манипуляциям прибегают очень многие (вульгарные) обличители религии. Думаю, на подобные примитивные "выводы" людей подталкивает, с одной стороны, фанатичное стремление бороться с чуждой религией (приверженцу другой религии) , а с другой стороны, идеалистическое, вульгарное применение материализма людьми, в материализме ничего не смыслящими.

 

Это же касается любви к Богу. Со стороны кажущаяся (некоторым борцам с религией) странной, базирующейся на страхе перед (вымышленным, или не признаваемым этим борцом) Богом, изнутри, она воспринимается именно как любовь, привязанность, благодарность : за величие (божественного), за заботу и т.д.

 

Разный подход к страху Божьему выявляет ещё одну особенность-проблему различия смыслов у одних и тех же явлений в зависимости от личности наблюдателя, от его мировоззрения, от точки зрения. Проблему нечувствительности.

 

8 января 2012г.

Дополнение, обобщение - 09.11.2012, 16.06.2013

Чувство страха (наряду с другими базовыми "сигналами" организма - боль, голод и т.д., а страх вызывается именно угрозами боли, голода и т.д.) - первоначально являясь основным мотивом, основным непосредственным источником определённых защитно-профилактических действий, "отрицательное", повергающее организм в шок - чувство страха замещается, сублимируется "опережающим" его, дотоле нейтральным, более "безболезненным" чувством долга. Выполняя долг, человек опережает катастрофическое развитие  событий, избавляет себя от надвигавшихся угроз, от соприкосновения с ними, от переживания их в виде страхов. Более того, опыт показывает, что такое опережение (без панического страха, без соответствующей такому страху неуправляемой агрессии) в социальных отношениях (а в частности и во взаимоотношениях с Богом) во многих (но не во всех) случаях не только позволяет спокойно заранее подготовиться к неприятностям, но и просто снижает градус конфликта, порождает чувство доверия (отсутствие которого - в некоторых случаях - и может являться главным условием возникновения конфликта, поскольку недоверие, страх могут служить важной причиной опережающей агрессии, опережающего нападения).

Понятно, что "техническая" возможность действий, опережающих ситуации страха, появляется лишь тогда, когда живое существо выходит (в ходе своего развития, в ходе изменения внешних условий) из состояния постоянного стресса, выходит из состояния постоянных непосредственных смертельных угроз для жизни и получает (приходит в) состояние относительного покоя. Когда появляются условия возникновения, усвоения, отработки нового (очередного, разнообразящего деятельность) навыка, нового элемента культуры.

На этом примере можно видеть любопытную модель развития : новые условия приводят к новым возможностям и к новым навыкам. Новые навыки, практика их использования, позволяют дальше развивать живое существо, разнообразят тренировки и жизненную практику, вызывают (пробуждают) развитие "соседних", сопутствующих, параллельных, схожих навыков, а также - развитие физиологических параметров и новых физиологических способностей. Появляются новые возможности для рождения новых опережающих навыков. Причём, навыки эти достаточно сложны по сравнению с относительно простыми действиями, вызываемыми (непосредственно мотивированными), скажем, страхом. Происходит своеобразная расширяющаяся цепная реакция развития-усложнения, взаимодействия, развивающего взаимовлияния навыков, способностей, элементов культуры, новых рукотворных, всё более сложных, всё более изощрённых внешних явлений, предметов, состояний. Такая вот - целостная, развивающаяся, расширяющаяся, усложняющаяся и усложняющая, охватывающая новые явления и формы материи - система жизни.

Понятно, дело не ограничивается навыками, сублимирующими угрозы жизни и страхи. Культура развивается путём постоянной "иерархизации", выстраивания новых и новых уровней замены-замещения-сублимации предшествующих, недавно возникших потребностей (озабоченностей, тревог, неприятностей, тревожащих желаний и т.д.). В культуре растёт сфера незыблемых, иррациональных, метафизических устоев, ложащихся в основу социальных взаимоотношений.

Понятно, какое решающее значение в этой системе имеют - воспитание и воспитатели (их мастерство, их навыки, их культура), имеет - среда, обеспечивающая необходимый качественный контакт между воспитателем и воспитуемым.

Понятно, также, что это - иерархическая конструкция. Конструкция идеократическая, идеоцентрическая, построенная на воспитании новых, сложных (искусство, религия, социализм, коммунизм), а не на развитии базовых, примитивных (капитализм) - инстинктов.

Такая конструкция, всё более заслоняющая собой, сублимирующая реальные угрозы (а она не только сублимирует, но и реально предотвращает многие из них, поскольку конструируя инстинкты, конструируя внутренний мир существа, она "конструирует" и его поведение, а значит, конструирует и внешнюю - социальную - среду), вполне может разрушиться, потерять актуальность, потерять оправдание своего существования, стать обременительной для живого существа, находящегося в состоянии непрерывного приспособления, адаптации к условиям жизни, оптимизации своего восприятия, своего поведения. Наступает момент, когда в результате сублимации многие составляющие элементы (многие стороны) реальности предстают в психике (кажутся) виртуальными явлениями (угрозами, проблемами), вовсе не требующими тех усилий, тех жертв, тех издержек, которые живое существо вынужденно не понятно зачем нести. Или - когда живое существо оказывается действительно достаточно защищено (новыми условиями жизни, новыми возможностями платить за свою защищённость без иных обременительных издержек, особенно когда это связано с обременительными моральными ограничениями), когда возникает желание и когда появляется возможность (постепенно деморализуемое общество всё меньше сопротивляется надвигающемуся либерал-отщепенству и десакрализации безусловных прежде ценностей).  И такое, как показывает практика, случается довольно часто.

Это похоже на ситуацию, когда, находясь в агрессивном окружении, человек долго тренируется, учится себя защищать, достигает такой силы, что на него никто уже не решается напасть, теряет стимул к тренировкам (угроз ему больше нет), перестает тренироваться, занимается другими делами, теряет навык тренировок, теряет силу и, столкнувшись с возобновившимися угрозами, уже не способен достаточно быстро свою силу восстановить : нет тренеров, не позволяет большой возраст и ослабшее здоровье, или изощрённее стал противник...

Так и культура : "дичает", условности отбрасываются и живые существа, неожиданно для себя, вновь оказываются в неведомом прежде мире угроз, страхов и стрессов.

Развитие, возобновление культуры (а культура требует непрерывного возобновления, сама по себе возобновляться в должной мере она не будет, ввиду постоянно меняющихся, возникающих и отпадающих угроз) возможно лишь при наличии социальных условий возобновления : системы возобновления (воспитатели, теория воспитания), идеологии возобновления (идейной готовности к нему) и способности к возобновлению (интеллектуальной, физической и т.д.).

см. также "О религионости и субъективизме" Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него.

17.06.2013 05:27