Федотов В.В. - Заметки - О реальности, о подлинном и виртуальном

К началу сайта

Список текстов

О реальности, о подлинном и виртуальном

этот текст - на стадии компоновки

(общая схема рассуждений)

Развал СССР, брошенность людей, государственная недостаточность и хаос, натолкнули меня, в своё время, на сравнение с разрушенной теплицей. С одной стороны - государство, социализм как гаранты тепличной жизни, с другой стороны понимание того, что есть сложный, страшный, некомфортный мир, прежде, из теплицы не видимый, не знакомый, неожиданный. Но - подлинный, в котором всегда жили наши предки, от которого постепенно отгораживались, выстраивая государство-теплицу.

Аналогично, в окружении подлинного мира (подлинной реальности) или в рамках государства-теплицы, люди выстраивают свои локальные субтеплицы (для себя, для семьи, для отдельных социальных групп (страт), свои локальные миры, создают целые системы субтеплиц, живя то в одной, то другой, то в нескольких одновременно.

Так возникают миры виртуальные, воображаемые, надуманные.

Так теряется способность воспринимать, знать мир не только вне "теплицы", но и вне "субтеплиц".

Таковы предпосылки для рассуждений по заявленной теме.

Тема подлинности, на самом деле, глубже и сложнее. Подлинность, в некотором смысле, аналогична понятию абсолютной истины. И как абсолютная истина не доступна нашему сознанию, так и вопрос подлинности не может быть нами решёт исчерпывающе. Этот вопрос не просто выходит за рамки нашего сознания, но он в принципе бессмысленен. Что считать подлинным? Какие условия жизни, какая окружающая нас среда является подлинной? Говорить об условиях, значит говорить о рамках, в которых эти условия имеют место. Вселенная, Галактика, Солнечная система, её отдельные части, Земля - водная стихия, подземная, атмосфера, поверхность Земли, континент, остров, лес, поле, ледник и т.д., государство, город, деревня, дом, скит отшельника, тропики, Заполярье, рабочий коллектив, семьи, дом, шалаш, теплоход и т.д. Всё это достаточно абстрактные понятия, которые могут иметь бесконечное множество самых разных вариантов конкретного воплощения - в разные моменты времени, в разных местах пространства. Какой из них считать эталоном? Чья жизнь - подлинная? На каком цивилизационном уровне?

Но если СССР считать разрушенной теплицей, то можно ли в самом деле назвать нынешнюю жизнь - подлинной? И чью жизнь? Какого человека, в какой части бывшего СССР? Может быть, подлинная жизнь была у наших далёких "диких" предков, живших в пещерах? Или - на деревьях? Или в юртах?

С другой стороны, перечисленные процессы виртуализации и проблемы ими вызываемые - остаются. Они реальны, они в самом деле создают ощущение культурной деградации и это целый ряд вопросов отношения к "прогрессу", "прогрессистским" идеям, к пути Человечества, к роли культуры ...

...

Может быть, динамика цивилизации, культуры - и есть путь от первоначальной, неуютной, страшной, губительной для многих "подлинности". Может быть, условия, существовавшие в СССР, воспринимаемые ныне как тепличные и были тем высшим достижением цивилизации, культуры, о которой мечтали, к которой стремились многие поколения людей в разных странах, были тем подлинным, в котором десятки лет жили советские люди?

Другой вопрос, насколько устойчиво такое образование, насколько достаёт у него сил защищаться от своих естественных врагов и, одновременно, обеспечивать развитие, совершенствование условий жизни своего народа. И при этом ещё и обеспечивать необходимое духовно-нравственное развитие, являющееся источником, основой жизненной энергии и для защитных сил, и для внутреннего развития.

8 января 2012г.

  Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него.

12.12.2012 21:28

Используются технологии uCoz