|
Восприятие реальности, обряды, ритуалы, мифы |
||
|
Отражение событий, явлений реальности, их образы - является прежде всего чувственными, иррациональными. Далее происходит их осознание, "рационализация" - более или менее глубокая, более или менее продуманная. Степень "преодоления" иррациональности зависит от потребности в этом (мотивации на понимание на моделирование, на выявление связей, закономерностей), в также от способности (от готовности, от качества) понимать явления, ибо есть множество явлений, особенно связанных с феноменом жизни, с поведением живых существ, с мотивами поведения и т.п., не доступных нашему пониманию. А необходимость правильно (рационально, осознано) реагировать на подобные явления приводит часто к иллюзии осознанности. Нам часто только кажется, что мы многое понимаем, что мы многое продумали, связали одно с другим, оценили последствия и т.д., хотя, на самом деле, ощущение понимания, скорее, результат самовнушения (или внушения со стороны других людей, которые сами, скорее всего мало что в этом поняли). На самом деле, чувство понимания, уверенность в понимании, в правоте - возникает как своего рода компромисс, внутреннее (иррациональное) согласие считать какие-то образы каких-то явлений адекватными этим явлениям (или явлениям такого типа; кстати, чувство схожести явлений тоже иррационально, интуитивно и тоже нуждается в "легитимации", подтверждении его "правильности"). Что не мешает нам через некоторое время пересмотреть, переосмыслить, переформировать, откорректировать эти образы. Именно поэтому, скажем, наука - вообще являет собой пример механизма тотального контроля качества научной продукции, контроля правильности восприятия явлений, правильности их описания, их понимания, проверки и перепроверки правильности построенных моделей и сделанных выводов. Что не избавляет науку от регулярной инвентаризации, а то и от глобальной смены парадигм.
Если обратиться к обрядам-ритуалам, то можно заметить в них черты коллективной (фрейдовской), своего рода, сублимации реальности, имеющей к самой реальности весьма отдалённое отношение (как, скажем, поведение гусей, описанное К.Лоренцом, лишь отдалённо напоминает первоначальные жесты агрессии), ибо они являются результатом (иррационального) абстрагирования от совокупности неких частных (но в чём-то схожих) явлений, ощущений, переживаний отдельных людей. Абстрагирование имеет целью получить некий обобщённый образ совокупности (ряда) неких очень важных для определённой группы людей переживаний, ощущений. Это даёт людям возможность одновременно, синхронно, согласованно переживать что-либо, даёт возможность синхронизировать свою реакцию на переживания, даёт возможность согласованных действий. В свою очередь, ощущение согласованности, ощущение общности переживаний - усиливает внутреннюю уверенность в них, усиливает внутреннюю убеждённость в правильности индивидуальных действий, повышает моральный дух людей, их решимость, а также является мощным инструментом взаимной моральной поддержки, пробуждает дополнительные силы для преодоления разнообразных личных проблем.
Совместные переживания и действия, их регулярные повторения позволяют периодически воспринимать некие события, как реально происходящие с каждым человеком, воспринимать их как реально происходящие события. Они становятся своего рода тренировкой разума (эмоций, чувств, психики, души), а также, заменой (подменой) ощущений и переживаний от реальных событий (часто, за их - временным - отсутствием) переживаниями событий виртуальных. Позволяют поддерживать в психике определённый тонус, позволяют сохранять определённые навыки, способы, позволяют поддерживать определённый уровень культуры в человеке.
Даже если человек участвует в ритуалах, обрядах, праздниках но ещё не имеет личного опыта связанного с соответствующими событиями (например, не имеет опыта охоты, опыта участия в войне, переживаний от потери близких и т.д.), он уже владеет многими стереотипами, шаблонами, инстинктами поведения (как лётчики на тренажёрах вырабатывают автоматизм (инстинкт) поведения в сложных ситуациях) и во многом готов к адекватному поведению в новой для себя ситуации.
Мифы - описания важных моделей поведения в неких достаточно конкретных ситуациях, шаблоны, стереотипы поведения. И, одновременно, способы (средства) подтверждения, способы (средства) доказательства существования прецедентов примерного, достойного подражания поведения. ... |
||
| Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru | Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него. | |
07.01.2013 16:24