К началу сайта

Заметки о разном

Субъективность, объективность. Субъективизм. Виртуальное.

этот текст - на стадии компоновки

Субъективность - естественное свойство процесса отражения (объективной) реальности (и самого результата отражения), естественное следствие "замены" реальных явлений (во всей их объёмности, полноте) - их следами, "отпечатками" в психике в виде совокупности (урывочных) ощущений.

 

Так же естественно происходят процессы "объективации" (обычно через накопление образов, фактов, впечатлений и их сравнение, абстрагирование, выявление значимых - для оценки, для понимания сути - признаков), процессы преодоления субъективности, мотивированные необходимостью выявления истины, сути явлений.

Выпадение фактора мотивации, устранение потребности в истине, страх перед истиной, перед её обнародованием - ведут к сбоям в механизмах объективации, к мотивированной субъективности восприятия отдельных (чем-то особенно значимых, но не всех) событий, явлений, к субъективизму

Следующая "ступень" отражения - виртуальная реальность. Когда , на самом деле, отражения реальности нет, а есть имитация отражения, имитация процессов, явлений якобы происходящих (происходивших) в реальности, некий самообман, иллюзия реальности.

 

Переживания виртуальных событий можно объяснять рационально, но сами виртуальные события не происходили в реальности, не могут автоматически подчиняться "логике реальности", а потому соответствующие переживания вызваны не реальностью, а в лучшем случае, мыслями, воспоминаниями, связанными с похожими "прежними" реальностями, с некогда бывшими похожими в чём-то событиями.

 

Отличительная черта виртуальности - её оппозиционность по отношению к реальности, противопоставленность реальности, антиреальность, построенность по иным, нежели реальность, принципам, законам, щаблонам, моделям. Её намеренная ложность. А "существование" в ней психики, за редким исключением благотворного обмана, забвения, есть период не-бытия, период не-существования, есть "выпавшее" время.

......

В отличие от реальных событий, воспоминания - вторичны и не всегда адекватны реальности. И, практически, "слабо" адекватны реальности, если это не личные воспоминания, а чужие - услышанные, прочитанные и т.п. (в таком случае важна не адекватность восприятия прошлой "реальности", а понимание отношения рассказчика к соответствующей реальности, доверие рассказчику).

 

Так и субъективное незаметно заслоняет в нас объективное восприятии явлений, событий, во многом завися от мотивации. Если есть потребность (мотивация)  в точном, рациональном, объективном понимании явления, то мы старательно вытесняем (отсеиваем) субъективную реакцию, выискивая неоспоримые, значимые факты. Если же мы интуитивно, или сознательно не заинтересованы в точном, несомненном знании, не мотивированы на тщательный поиск истины, то мы легко поддаёмся субъективной реакции, субъективной оценке, личному (субъективному) отношению к событиям, явлениям. И в споре, в обсуждении можем сделать всё, чтоб субъективное преподнести как объективное, единственно верное, совершая просто чудеса изворотливости, артистизма, личной "харизматики", риторики, умственной небрежности, некритичности, подлога и т.п., только чтоб отвести рассуждения от невыгодной, неприятной (объективной) истины. И будем делать это, порой, неосознанно, нисколько не сомневаясь в собственной объективности. Потому что, порой, не имея достаточной мотивации, не мобилизуя в достаточной степени свой разум, свои навыки логических выводов, мы очень легко можем спутать реальное, выстраданное напряженной работой ума, ощущение непротиворечивости в своих рассуждениях с виртуальным, кажущимся (зачастую, трагически безответственным) чувством собственной правоты. Когда желание победить в споре превалирует над потребностью найти истину.

 

Таков же и эффект "раздвоения" личности, когда доводы разума, потребности в истине, в правильной оценке заслоняются противоречащими разуму желаниями. А наша психика так устроена, что мы всегда поступаем именно по чувственному порыву, достаточно лишь чуть-чуть, незаметно так, приглушиться чувствам, основанным на разуме и чуть-чуть, незаметно так, "педалироваться" чувствам, основанным на иррациональных желаниях.

Результат тогда зависит от нравственных качеств человека : заложены ли в иррациональных желаниях нравственные мотивы, хотя и противоречащие доводам разума (не всегда, тоже, нравственным), или это аморальные капризы чувств? Это вопрос воспитания.

  Мне можно написать по адресу nworker@narod.ru Просьба : в случае цитировании этого текста указывать ссылку на него.

12.12.2012 21:30

Используются технологии uCoz